Инклюзивное образование в ДОУ
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Питер Миттлер,
профессор Манчестерского университета
Деятельность психолого-педагогического консилиума в ДОУ
Положение о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ № 105 г.Липецка
Интеграция «особых» детей в образовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования. Связано это с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием не только равенства их прав, но и пониманием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми возможности в разных областях жизни, включая образование первой ступенью которого является дошкольное.
Инклюзи́вное образова́ние (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, в основу которого положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей, обеспечивающая равное отношение ко всем людям, при этом создающая особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Для нас инклюзивное образование – такое образование, которое каждому воспитаннику, несмотря на имеющиеся у него физиологические, умственные, социальные, экспансивные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность вовлечения в совместный процесс обучения и воспитания (иными словами: развития и социализации), что после этого позволяет ребенку стать равноправным членом общества, снизит риски его изоляции и сегрегации (Сегрега́ция (поздне лат. segregatio — отделение, обособление, удаление, разделение) — это принудительное разделение людей на расовые, этнические или другие группы в повседневной жизни).
Взрослея вместе, дети обучаются принимать их собственные особенности и принимать во внимание особенности остальных людей. К детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, относят детей, которые прошли медицинскую комиссию и оформили инвалидность. Это дети с умственной отсталостью, с нарушением слуха, зрения, речи, с комбинированными нарушениями, расстройством аутистического спектра, педагогически запущенные дети.
На сегодняшний день в нашем ДОУ функционируют 12 групп из которых 7 компенсирующей направленности: (дети с ТНР (ОНР), ЗПР, РАС). В связи с наличием таких групп мы обязаны создать условия для качественного образования своих воспитанников как в плане разработки программ, так и в создании соответствующей среды, в том числе образовательной.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности от 26 апреля 2016 года № 1261 серия 48Л01 №0001411 (бессрочно)
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности (копия)
Форма обучения в ДОУ очная
Нормативный срок обучения прописан при реализации каждой образовательной программы ДОУ
Язык обучения: Образовательная деятельность в ДОУ осуществляется на русском языке - государственном языке Российской Федерации. По запросу, может осуществляться на языке, из числа народов, населяющих Российскую Федерацию, соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. На сегодняшний день запросов на обучение не на русском языке нет.
На 1 сентября 2021 года численность воспитанников групп компенсирующей направленности в ДОУ составила 84 воспитанника
Образовательная деятельность групп компенсирующей направленности в учреждении осуществляется в соответствии с:
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – срок реализации 2 года
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР) – срок реализации 3года
Адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) - срок реализации 3 года
При реализации указанных образовательных программ не используется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Предлагаемое содержание образовательной и психолого-педагогической работы в программах представлено по пяти образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Программы определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в речевом развитии детей, коррекцию задержки психического развития, развитие детей с расстройством аутистического спектра. Программы обеспечивают разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7(8) лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
По Рабочей программе, содержащей приоритетные направления работы с детьми и разработанной на основе образовательной программы ДОУ, осуществляется образовательная деятельность узких специалистов ДОУ – музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.
У учителя-логопеда, учителя-дефектолога, осуществляющих коррекционную работу с детьми с ТНР, ЗПР, Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями к организации образовательной деятельности и коррекции имеющихся у детей речевых и психологических дефектов и отражает в своем содержании приоритетное направление деятельности в реализации задач коррекционной работы учителя – логопеда и учителя - дефектолога.
Психолого – педагогическая работа по образовательным областям реализуется через совместную деятельность педагога и детей (организованную образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов), проведение праздников и развлечений, спортивных мероприятий, взаимодействие с семьями воспитанников.
- Педагог – психолог ДОУ организует работу с детьми по разработанной Рабочей программе, содержание которой раскрывает реализацию не только основных задач психологической работы, но и приоритетные направления деятельности педагога – психолога в организации и проведении психологической и коррекционной работы с детьми.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Нормативные правовые акты
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) (копия)
- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (копия)
- Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (копия)
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000) (копия)
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 №363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» (копия)
Внутренние
Положение о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ № 105 г.Липецка (копия)
Положение об оказании логопедической помощи (копия)
Приказ об утверждении состава психолого-педагогического консилиума на 2021-2022 уч. г. (копия)
Положение о психологической службе ДОУ № 105 г.Липецка (копия)
Более подробную информацию можно в подразделах: