Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Предметно-развивающая среда в группах ДОУ отвечает современным требованиям и способствует качественной организации образовательной работы с детьми (в том числе с детьми с ОВЗ) по реализации содержания всех образовательных областей основной образовательной программы и адаптированных основных образовательных программ для детей с ОВЗ с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. В ДОУ имеются музыкальный зал, кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
Предметно-развивающая среда ДОУ № 105 выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир пополняется, обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.
Среда обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности;
- охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе, раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможности для уединения;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей, раннего и дошкольного возрастов.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды ДОУ № 105 отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в ДОУ подготовлено определённое оборудование: дидактические материалы, средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников; предусмотрена реализация принципа интеграции образовательных областей, развития детских видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.
Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей имеется: в ДОУ проводятся физкультурные занятия на воздухе, спортивные игры на участках ДОУ. Медицинский кабинет состоит из рабочей комнаты для медработника, изолятора и процедурного кабинета. Весь блок оснащён в соответствии с требованиями СанПиНа. Медицинское обслуживание осуществляет медицинская сестра городской детской поликлиники № 4. Оборудованы физкультурные центры в группах.
Организация питания воспитанников детского сада осуществляется в соответствии с 10 – дневным меню, разработанным инициативной группой под руководством технолога по питанию департамента образования администрации города Липецка и согласованным с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Липецкой области. На каждое блюдо имеется технологическая карта. В соответствии с меню, дети ежедневно получают фрукты, овощи, мясо, рыбу, молочные продукты, ежедневно проводится витаминизация.
Для познавательного развития имеется: материалы трёх типов (объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал (например, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы); материалы для сенсорного развития (вкладыши — формы, объекты для сериации и т. п.). Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т. д.).
Для социально-коммуникативного развития имеется: игровое оборудование в группах и на участках, включающее предметы оперирования (для сюжетной игры), игрушки (персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства); материал для игр с правилами и игр на умственное развитие).
Для речевого развития имеется: театрализованные, речевые центры для настольно-печатных игр.
Для художественно-эстетического развития имеется: музыкальный зал, центры творчества в группах, специальное оборудование (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, доска для размещения работ по лепке и строительный материал, детали конструкторов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы и др.).
Предметно-пространственная развивающая среда соответствует возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.
От 1,6 года до 3 лет
В период раннего возраста (от 1,6 года до 3 лет) ведущей является предметная деятельность. Процессы развития и воспитания в это время обеспечиваются реализацией детьми действий с предметами. Предметно-пространственная развивающая среда в группе детей раннего возраста включает:
- помещение (достаточно просторное и хорошо просматриваемое);
- мебель 2 размеров (столы и стулья);
- низкие банкетки (для самостоятельных игр в игровом уголке);
- предметы, которые соразмерны росту, руке и физическим возможностям ребёнка;
- яркие игрушки на столе, горке;
- горку с 3 ступеньками (удовлетворяет потребность в движении);
- набор крупных машин, тележки с кубиками, куклы, мячи и т. д.;
- игрушки для развития мелкой моторики рук (шары, кольца, кубики, втулки)
- однотипные игрушки (матрёшки, утята, зайчата и т. д.); игрушки, различные по величине, цвету, форме (заяц большой — заяц маленький; щенок белый — щенок чёрный и т. д.);
- игрушки-забавы (качели, «карусели» и т. д.);
- музыкальные игрушки (бубен, барабан, колокольчик и т. д.);
- игровой уголок (крупная игровая мебель, соответствующая росту ребёнка, игрушечная посуда, кроватка для кукол);
- овальные воротца, поролоновые модули (для развития основных движений);
- корзинки, ведёрки, сумочки для сбора различных предметов (грибочков, шариков и т. д.);
- центр театрального искусства;
- центр конструирования (напольные конструкторы, строительные наборы);
- центр книги;
- центр изобразительного искусства;
- центр экспериментирования с доступными материалами (песком, водой);
- физкультурный уголок.
От 3 до 8 лет
Предметно-пространственная развивающая среда для детей от 3 до 8 лет в ДОУ обеспечивает реализацию ведущего вида деятельности — игры. Материально-техническое обеспечение предметной среды в группах детей дошкольного возраста включает:
- игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссёрских игр: наборы образных (объёмных и плоскостных)
- игрушек небольшого размера (человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда));
- литературный центр (сказки, рассказы, былины, детские журналы, иллюстрации и т. д.);
- центр речевого творчества (игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте);
- центр театра (различные вида театра, уголок ряжения и т. д.);
- центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов);
- центр природы (растения, предметы для ухода за растениями, календарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды);
- центр конструирования (игры и материалы для строительно-конструктивных игр);
- центр математики (игры и игрушки математической направленности);
- центр изобразительного искусства (предметы, оборудование, материалы для развития изобразительного творчества дошкольников);
- центр физической культуры (спортивный уголок, материалы для игр);
- центр детского творчества (бросовый материал для создания предметов, атрибутов для игры, подарков для малышей и т. д.);
- центр трудовой деятельности (материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке и т. д.).
Оснащение указанных центров можно представить следующим образом.
- Предметы материальной культуры:
- натуральные объекты (объекты растительного мира, реальные предметы (объекты));
- объёмные изображения (птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.);
- плоскостная наглядность (картины (серии картин), книжная графика, предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);
- художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры: произведения живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, предметы декоративно-прикладного искусства;
- детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников); произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.);
- игрушки (сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; дидактические игрушки: народные игрушки (матрёшки,
- пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;
- игрушки-забавы, спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные: баскетбол, хоккей, пинг-понг);
- музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.);
- сюжетные игрушки с музыкальным устройством; наборы колокольчиков, бубенчиков;
- театрализованные игрушки: куклы — театральные персонажи, куклы би-ба-бо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;
- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;
- строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в том числе конструкторы нового поколения: «Лего», «Квадро», лёгкий модульный материал;
- игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, жёлуди, ветки, солома, глина));
- экспериментальные наборы для практических работ по ознакомлению с окружающим миром и наборы для детского творчества;
- разнообразные развивающие игры и игровые пособия («Логико-малыш»)
- образовательный (раздаточный) материал, рабочие тетради на печатной основе, атласы.
- Технические средства:
- технические устройства (аппаратура): звуковая аппаратура (аудиотехника); компьютеры; периферийные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтеры, сканер, звуковые колонки и др.).
- Средства методического обеспечения:
- мультимедийные презентации; методические разработки (рекомендации).
В детском саду имеется выход в сеть «Интернет», электронный адрес детского сада
E-mail: Skazka-105-dou@yandex.ru
Детский сад оборудован системами безопасности: установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов, автоматическая пожарная сигнализация. С 7.00 до 19.00 учреждение находится под охраной ООО ЧОО «Волк». По периметру здания ДОУ установлены 4 (четыре) видеокамеры с круглосуточной фиксацией. В учреждении осуществляется контроль за безопасностью со стороны муниципального отделения полиции.
Территория ДОУ оборудована прогулочными верандами и игровыми площадками.
Доступ к информационным системам и
информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам
- Собственных электронно-образовательных ресурсов в ДОУ нет.
Условия охраны здоровья обучающихся
Для обеспечения медицинского обслуживания в ДОУ оборудован медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет. Медицинская деятельность осуществляется внештатным медицинским персоналом ЛГДБ Детской поликлиники №4 г.Липецка.
Мероприятия, проводимые в целях охраны здоровья учащихся:
- профилактические прививки согласно национального календаря прививок, утверждённого 21 марта 2014 года
- в целях профилактики и раннего выявления заболевания туберкулёзом проводится туберкулино-диагностика учащихся (реакция Манту);
- обследование на энтеробиоз; исследование кала на яйца глистов и протозоозы
- регулярный осмотр на педикулез;
- углубленное медицинское обследование дошкольников и осмотр узкими специалистами;
- декретированный осмотр всех дошкольников с контролем антропометрических данных;
- санитарно-просветительская работа: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней, памяток
- специфическая профилактика гриппа вакциной гриппол плюс;
- предэпидемиологические меры по гриппу H1N1 и гепатиту А;
- системная работа по профилактике и предупреждению травматизма в ДОУ.
- во время повышенной заболеваемости простудными заболеваниями по городу проводятся мероприятия на укрепление здоровья детей и снижения заболеваемости в учреждении.